Любовь и голуби – фильм, полный юмора и доброты. Как признавался режиссер Владимир Меньшов, после успеха фильма «Москва слезам не верит» он не мог снять картину хуже. Талантливые актеры, душевная история, красивые виды –

Как выбирали места для съемок
Фильм вышел на экраны в начале 1985 г. Однако до этого одноименную пьесу ставили в театре «Современник». Владимир Меньшов, однажды побывавший на спектакле, так вдохновился сюжетом, что решил перенести его на экран.
Съемочная команда отправилась искать подходящую натуру в Сибирь. Режиссер хотел не просто красивого пейзажа, он требовал, чтобы в кадре были холмы, лес и река. Доехали до Иркутска, но подходящего места так и не нашли. В Красноярском крае тоже «сибирской» деревни не нашлось. Тогда Меньшов вспомнил, как еще студентом ездил в Карелию и был впечатлен ее пейзажами.
Подходящее место для съемок нашли в карельском городке Медвежьегорск. Когда члены съемочной группы прогуливались вдоль реки Кумса, на верху холма в окружении живописного леса стоял деревянный дом. Так и была найдена натура.

Места, где снимали фильм
Картина насчитывает небольшое количество локаций.
Весь фильм сняли всего в 4 местах:
- в Карелии;
- в пригороде Медвежьегорска;
- в Батуми и близлежащих приморских городах;
- в Ессентуках.
Карелия (берег реки Кумса)
Все деревенские сцены снимали в Карелии. Берег Кумсы часто появляется в кадре. Самый запоминающийся кадр из фильма с участием реки – побег дяди Мити, когда за несколько секунд он оказался на другом берегу. А еще Кумса вновь соединила Надю и Василия. Сцены примирения героев тоже происходили на берегу этой реки.

Пригород Медвежьегорска
Медвежьегорск превратился в сибирскую деревню, в которой жила семья Кузякиных. Все сцены здесь снимали во дворе.

Для сцен внутри дома арендовали помещение у местных жителей. В съемках был задействован и местный порт.
Батуми и близлежащие города
Курортом, разлучившим главных героев, стал Батуми. Правда туда съемочная группа и артисты приехали уже в ноябре, поэтому пришлось искать подходящие «летние» виды по всему черноморскому побережью. Были задействованы близлежащие населенные пункты, часть сцен отсняли в Сочи. В Кобулети Василий падал из дома прямо в море, а в пансионате «Цихисдзири» чихал на балконе.

Ессентуки (Цандеровский институт механотерапии)
В Ессентуках Василий Кузякин и Раиса Захаровна лечили «органы движения». Сцены, где герои сидят на тренажерах, снимали в Цандеровском институте механотерапии. Там же Раиса Захаровна рассказала Василию о гуманоидах.

Интересные факты о выборе съемочных локаций
Владимир Меньшов почти полностью отказался от павильонных съемок. Даже жилье внутри у Кузякиных было настоящим. Его арендовали у местных жителей – супругов Нила Константиновича и Елизаветы Петровны.
Сам дом с надворными постройками тоже «одолжили» у местных. С их разрешения застелили двор досками, подстроили веранду и установили голубятню. Местные жители согласились даже с тем, чтобы над их тихим городком кружил вертолет, с которого снимали полет голубей. Интересно, что голуби были не местными, а вместе с артистами прибыли из Москвы. Жители могли гордиться тем, что тоже снимались в кино. Режиссер охотно снимал их в эпизодах и не ругался, когда кто-то из местного населения случайно попадал в кадр.
После съемок «дом Кузякиных» долго оставался местной достопримечательностью. Однако в 2011 г. он сгорел. Позже на его месте построили современный коттедж.
Экранное время года часто не совпадает со съемочным. Погода в Карелии переменчива, теплых и солнечных дней мало. Поэтому картину снимали летом и сильно торопились: актеры работали почти беспрерывно. Однако закончить работу не удалось, и часть кадров доснимали в Москве в павильоне. Из-за этого южные съемки были отложены на осень.
Людмиле Гурченко, которая боялась холодного моря, пришлось находиться в воде больше остальных. Окунуться в прохладную воду пришлось и Александру Михайлову. На третьем дубле сцены, когда Василий падает из дверей в море, актер чуть не задохнулся. Он в костюме падал в воду, а водолазы быстро раздевали его. Но один раз галстук так сильно затянулся, что его пришлось разрезать.
Кратко о прототипах и сыгравших роли актерах
В фильме были задействованы популярные советские актеры: Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский и Наталья Тенякова. С их экранным возрастом гримерам пришлось помучаться. Нине Дорошиной тогда было уже 50. А на экране она выглядит моложе своих лет.
Супруги Юрский и Тенякова были молодыми людьми. Атлетическую фигуру Сергея костюмерам пришлось прятать под мешковатой одеждой дяди Мити. А 40-летнюю Наталью Тенякову гримеры мастерски превратили в бабу Шуру.
У прототипов Кузякиных в семье случилась похожая история с изменой мужа на курорте. После выхода фильма Владимир Гуркин говорил, что его знакомые даже обиделись на него.
Если историю сценарист списал со своих знакомых, то характерами Надя и Василий оказались похожи на его родителей. А бабушка и дедушка – прототипы бабы Шуры и деда Мити. Разлучница Раиса Захаровна была списана с женщины из управляющей компании, где проживали Кузякины. Но в сценарии у нее было мало сцен. Линию расширил сам режиссер, привнеся свое видение характера героини.