Рейтинги фильма «Олдбой» (2003)

0
279

Творение корейских кинематографистов – фильм «Олдбой» – поставлен по мотивам японской манги и рассказывает историю мести. Картина выиграла Гран-при Каннского кинофестиваля 2004 г. и занимает 18-е место в списке «100 лучших фильмов мирового кинематографа», опубликованном в журнале Empire.

Статья о впечатлениях зрителей от ленты и ее рейтинге подготовлена по материалам, предоставленным онлайн-кинотеатром Okko.

Герой сериала.

Краткое описание фильма «Олдбой»

Действие картины начинается в 1988 г. По сюжету предприниматель О Дэ Су в день рождения дочери сильно напивается, нарушает общественный порядок, из-за чего попадает в полицию.

Оттуда его под свою ответственность забирает друг детства Чжу Хван. Желая предупредить супругу приятеля, Чжу Хван звонит ему домой, но пока он разговаривает по телефону, О Дэ Су исчезает.

Бизнесмен оказывается в странной тюрьме, расположенной, как ему позже становится известно, на «седьмом с половиной этаже» какого-то здания.

Камера, куда его поместили, представляет собой жилую комнату с санузлом. В ней есть телевизор, но отсутствуют окна. Неизвестные похитители ничего не объясняют узнику, ответом на его вопросы служит молчание.

Дни складываются в недели, недели в месяцы. Кормят заключенного однообразно, меню состоит из пельменей кеджа и чая. Периодически в камере звучит музыка, одновременно по вентиляции поступает усыпляющий газ. Пока узник под воздействием наркотика спит, тюремщики стригут ему ногти и волосы, наводят порядок в жилище.

Спустя год О Дэ Су узнает из теленовостей, что жена убита, а его считают главным подозреваемым, так как на месте преступления обнаружены его следы. Заключенному ясно, что улики сфальсифицированы, но он ничего не может поделать.

Заточение бизнесмена длится 15 лет. Вспышки гнева сменяются апатией и безразличием, им на смену приходят ожесточенность и злоба. Попытки свести счеты с жизнью пресекаются охраной, которая круглосуточно следит за каждым движением узника.

О Дэ Су изнуряет себя бесконечными физическими упражнениями, осваивает приемы рукопашного боя, сражаясь со стеной. В камере есть письменные принадлежности и тетрадь, и он записывает провинности, за которые мог быть наказан, а также составляет список возможных врагов.

Однажды О Дэ Су удается спрятать металлическую палочку для еды, и с ее помощью он пытается проделать отверстие в стене. В тот день, когда он сумел просунуть в отверстие руку, его усыпляют и освобождают.

Очнувшись на крыше жилого дома, куда его принести в большом чемодане, О Дэ Су клянется разыскать людей, которые подвергли его такой участи, найти ответы на вопросы и отомстить.

У картины «Олдбой» рейтинги в разных странах мира неизменно высокие.

Рейтинг фильма

Работа корейских кинематографистов заслужила высокие оценки на ведущих кинопорталах в России и за рубежом:

  • Rotten Tomatoes – 8,2;
  • IMDb – 8,4;
  • Okko – 8,1;
  • «КиноПоиск» – 8,1.

Единодушие аудитории свидетельствует о целостности ленты, в которой сюжет, актерская работа, видеоряд и звуковая дорожка создают историю, находящую отклик в сердцах зрителей.

Мнение мировых кинокритиков

Большая часть зарубежных киноведов отозвалась о картине положительно.

Как написал в ревю Роджер Эберт из Chicago Sun Times, зрители привыкли к боевикам и триллерам, которые созданы для того, чтобы развлекать, а в «Олдбое» действие, каким бы жутким оно ни было, делает заявление и имеет цель.

Кинокритик Роджер Эберт.

Джейми Рассел из BBC называет фильм шедевром, подтверждающим статус Кореи как производителя, возможно, самых захватывающих триллеров в мире.

Джеймс Берардинелли (Reel Views) указывает, что произведение азиатских кинематографистов – это картина не для всех, но она предлагает глоток свежего воздуха зрителю, задыхающемуся в дыму однотипных голливудских поделок.

Кинокритик Джейми Рассел.

Некоторые знатоки кино не согласны с хвалебной риторикой коллег. По оценке Шона Аксмейкера из Seattle Post Intelligencer, фильм слишком кровавый, он с опереточной интенсивностью погружает в безумие мести, а поднятые в нем вопросы теряются под напором показанной жестокости.

Его поддерживает Манола Даргис из New York Times, заявляя, что при просмотре картины не возникает желания думать, а смысл происходящего на экране теряется за излишней хореографией действия.

Манола Даргис из New York Times.

Мнение кинокритиков России

Мнение отечественных критиков в основном совпадает с выводами иностранных коллег.

Андрей Гореликов («Кино-Театр») замечает, что «Олдбой» выстроен на атмосфере происходящих событий. На протяжении картины она меняется с сентиментальной на брутальную и обратно, эти перемены подчеркиваются музыкальным рядом, в котором нашлось место даже для «Зимы» Антонио Вивальди.

По наблюдению Станислава Никулина из «Киномании», режиссер Чхан Ук Пак создал фильм, качество которого чувствуется нутром, а магнетизм, притягивающий зрителя к экрану, не поддается рациональному осмыслению.

Как указывает в своем обзоре Роман Корнеев («Кинокадр»), в ленте сплетены воедино многие жанры кино.

Произведение корейских кинематографистов видится одновременно детективом, триллером и боевиком, временами превращается в психологический этюд, уходит в виртуальный мир и возвращается обратно.

Слабых сторон у картины немного. Главная из них – это множество противоречий, в которых, по убеждению того же Романа Корнеева, разбираться надоедает уже к середине просмотра.

Если бы картина закончилась сценой в лифте, ее можно было бы назвать завершенной. Но в финале снова поворот – эпизод, полный инцестуальной жестокости, который выводит на первый план идею об искусстве забывать обиду.

Критик Роман Корнеев.

Зрительские отзывы

Простые зрители в своих оценках разделяют мнение критиков.

Те, кому картина понравилась, замечают следующее:

  1. Неожиданное развитие сюжета, когда от фильма о мести ждешь следования традиционным клише, а он преподносит один сюрприз за другим, затягивая зрителя в хитросплетения жизни главного героя.
  2. Богатство визуального ряда, в котором есть неожиданно взятые ракурсы, полиэкран, цветопись, параллельный монтаж. При этом средства визуальной выразительности дополняют друг друга.
  3. Сцена схватки в коридоре, снятая первым планом, уже много лет считается классикой боевиков, попытки других режиссеров сделать нечто подобное не увенчались успехом.
  4. Прекрасные актерские работы. Даже эпизодические роли в ленте сыграны с максимальной достоверностью.

Претензии разочарованных зрителей таковы:

  1. Клиповый монтаж и скачущее повествование, из-за чего не всегда получается уследить за логикой развития сюжета.
  2. Ставка на шок и эпатаж, чрезмерная кровавость некоторых сцен, претензия на фестивальную конъюнктуру, когда выворачивание наизнанку традиционных моральных ценностей может принести первый приз.
  3. Шаблонность диалогов, часть из которых служит лишь для увеличения хронометража ленты.

Число положительных отзывов отечественных киноманов намного превышает количество отрицательных оценок.

В онлайн-кинотеатре Okko новые пользователи могут смотреть фильм «Олдбой» (18+) при оформлении подписки 14 дней за 1 рубль (ознакомьтесь с условиями акции).