Картина на холсте или дереве, а также работы на бумаге, выполненные в технике акварели, пастели, графики и фотографии, являются прекрасным украшением многих домов. Чтобы наши глаза оставались такой же красотой, стоит убедиться, что они не подвергаются воздействию таких повреждающих факторов, как влажность и прямое освещение в месте демонстрации.
Воздействие на изображение влаги или, что еще хуже, воды вызывает множество повреждений. Это: пятна, размазание красок, нападение микроорганизмов в виде разноцветных пятен, расслоение картона и картонных коробок, деформация холста или бумаги, которые могут привести к прилипанию их поверхности к стеклу, защищая от пыли, заеданию стыков, короблению рамок и многому другому.
Источники влаги могут быть самыми разными и их следует учитывать при выборе места, где вы хотите повесить картину. Наружные стены здания могут быть холодными, а под картинами на стенах и за мебелью может скапливаться влага. Близлежащие системы центрального отопления и канализации могут выйти из строя и затопить картины. Точно так же протекающая крыша, сломанные желоба или вода, поднимающаяся из неизолированного фундамента.
Невинный увлажнитель воздуха, свисающий с радиатора, также может нанести ущерб, если картина находится слишком близко. Близость радиаторов не является показателем, потому что сильный нагрев, как свет, ускоряет процессы старения многих материалов, например, бумаги.
Под воздействием прямых солнечных лучей бумага быстро желтеет или даже становится коричневой и становится очень хрупкой. С другой стороны, цвета красок блекнут, а это значит, что яркие акварели и пастели теряют выразительность и яркость.
Поэтому для произведений искусства следует выбирать наиболее затененные места, где никогда не бывает прямых солнечных лучей. В первую очередь это касается работ на бумаге, которые лучше всего выставлять … сезонно.
Так поступают музеи, потому что они связаны своими рекомендациями — 3 месяца в году на выставке, остальное время в темном складе. В качестве искусственного освещения можно рекомендовать ненагревающие светодиоды. Их преимуществом также является хорошая цветопередача, что в нашем случае является большим преимуществом.
Вешая картины на стену, неплохо было бы приклеить к верхним углам рамки подушечки, вырезанные из винной пробки. Они должны создавать расстояние от стены не менее 1 см, причем чем больше, тем эффектнее будет формат рисунка. Подобного эффекта можно также добиться, повесив картину на стальной шнур. Этот простой прием уменьшит количество пыли, оседающей на изображении, и обеспечит надлежащую циркуляцию воздуха вокруг него.
В случае работ на бумаге или пергаменте необходим переплет под стекло или оргстекло, который защитит их от пыли и частично от загрязнения воздуха. Однако следует следить за тем, чтобы стекло не прилипало непосредственно к бумаге, поскольку бумага может деформироваться в результате изменений влажности воздуха, и слои краски или фотоэмульсии размягчаются, что приводит к прилипанию работы к стеклу.
Во многих случаях это необратимое повреждение, но его можно избежать, установив работу в паспарту. Он должен быть сделан из хорошего качества, бескислотного и плотного картона (можно использовать двойной паспарту) и должен содержать как окно, так и «спинку», желательно соединенную полосой белого полотна. Качественный и «бескислотный» картон, используемый для изготовления паспарту, положительно скажется не только на эстетике экспоната, но и гарантирует безопасность от химических соединений, вредных для бумаги, которые иногда добавляются в целлюлозу в процессе производства. При прямом контакте эти соединения глубоко проникают в нашу работу, вызывая ее ускоренную деградацию.